02 Окт

Надежд сомнительный приют. ( А.С.Пушкин)

Чиновников обяжут более оперативно реагировать на поступающие от граждан обращения и решать указанные в них проблемы. На это направлен законопроект «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», разработанный межведомственной рабочей группой Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), в которую входят представители Открытого правительства. Документ обсуждался 21 сентября на специальном заседании совета.

По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, законопроект, активная работа над которым началась в феврале этого года, сейчас находится «в высокой степени готовности», хотя, безусловно, ещё нуждается в совершенствовании. Он подчеркнул, что право на обращение рассматривается как одно из основных прав человека и гражданина, поэтому разработка этого документа приобретает особую важность. Качество работы с обращениями и оперативность принимаемых по ним решений сказывается и на имидже госорганов, подчеркнул глава СПЧ.

От того, насколько полно, своевременно и качественно принимаются решения по обращениям, во многом зависит доверие граждан к власти. Принципиально важным моментом в новом законопроекте является то, что центр тяжести смещается с ответа на обращение на решение вопросов. Если человек обращается с вопросом, почему ему не отремонтировали крышу, то его волнует не то, своевременно ли ему будет дан ответ о том, что крышу отремонтируют в 2018 году — ему важно, чтобы крышу отремонтировали как можно скорее», — пояснил Михаил Федотов.

Несмотря на развитие новых управленческих механизмов, именно обращения являются наиболее востребованным способом взаимодействия между гражданами и властью, подчеркнул министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В то же время, по его словам, в последние годы наблюдается довольно интересная статистика по количеству обращений, поступающих в федеральное правительство: если за период с 2005 по 2013 год их число выросло с 43 тыс. до 100 тыс., то в 2014 году оно резко уменьшилось почти вдвое— до 50 тыс. обращений. Такая тенденция связана с тем, что ведомства стали более открытыми, полагает министр.

Мы уделяем большое внимание системе раскрытия информации на официальных ресурсах. Считаю, что подобные принципы, по которым работает и система Открытого правительства, способствуют тому, чтобы гражданин был более осведомлён о работе министерства и ведомства и мог оперативно за счёт новых информационных технологий получать ответы на интересующие его вопросы», — отметил Михаил Абызов.

Работа с обращениями граждан — один из десяти элементов Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, который был утверждён Премьер-министром Дмитрием Медведевым в январе 2014 года. Сами чиновники признают, что это направление деятельности ведомств нуждается в совершенствовании: свою работу с обращениями граждан они пока оценивают в среднем на 15 баллов из 30 возможных.

Законопроект Михаила Абызова детально рассматривался на площадке Открытого правительства. Эксперты отметили целый ряд сильных сторон этого документа: он расширяет порядок применения механизма обращений граждан на юридические лица, разграничивает понятия «жалоба», «заявление» и «предложение», более детально прописывает содержание ответов, которые орган власти должен дать на обращение. А сроки рассмотрения обращений, согласно документу, сокращаются с 30 до 10 рабочих дней, если не требуются какие-либо дополнительные проверки. Кроме того, в законопроекте предусмотрен формат электронного ответа на обращение, отправленное в электронном виде.

Информационные технологии, на использовании которых сделан акцент в законопроекте, обеспечивают не только большую оперативность, но и прозрачность всех этапов работы с обращениями граждан, отметил Михаил Абызов. Лидером среди российских регионов по применению новых технологий во взаимодействии с общественностью, по его словам, стала Москва: все обращения в столице в подавляющем большинстве случаев рассматриваются за 8 дней.

Я думаю, что этот пример требует внимательного изучения и масштабирования на другие субъекты РФ, но это требует очень высокого уровня квалификации и технологического обеспечения», — подчеркнул министр. 

Несмотря на целый ряд «плюсов», в законопроекте есть и пункты, нуждающиеся в доработке, признал министр. В частности, его реализация, очевидно, потребует принятия подзаконных актов, однако сейчас предполагается, что это законопроект прямого действия.

Но одно из главных замечаний — в документе отсутствует механизм общественного контроля, не прописана система публичной отчётности по обращениям.

Наша задача — сделать этот процесс максимально прозрачным, и если публичная отчётность будет сопровождать как отдельный механизм реализацию норм закона, я думаю, что качество работы с обращениями граждан можно будет радикально повысить», — уверен Михаил Абызов.

Вопросы контроля за решением проблем, о которых сообщают граждане, действительно слабо отражены в законопроекте, согласен член СПЧ Евгений Мысловский, который первым выступил с инициативой разработки законопроекта. По его мнению, общественные структуры должны получить право контролировать этот процесс.

В законе нужно чётко выстроить систему санкций за нарушения в работе с обращениями граждан, считает член СПЧ Иосиф Дискин. Он предложил предусмотреть в законопроекте  обязательное ежегодное рассмотрение порядка работы с обращениями граждан на заседаниях общественных советов, которые в обязательном порядке создаются сейчас при федеральных органах исполнительной власти под эгидой Общественной палаты РФ и Открытого правительства. Кроме того, законопроект, по его мнению, нужно увязать с работой портала «Российская общественная инициатива». Петиции граждан, опубликованные на нём и набравшие 100 тыс. подписей, рассматриваются экспертной рабочей группой федерального уровня, которую возглавляет Михаил Абызов.

http://open.gov.ru

21 сентября 2015 г.