25 Авг

Правовой нигилизм, как угроза национальной безопасности.

 

С точки зрения традиционного подхода, правовой нигилизм — явление, суть которого заключается в негативном отношении к праву, к нормам закона, к правовой системе в целом, а также характеризуется низким правосознанием и правовой культурой граждан. Такого определения придерживается большинство политологов, юристов и граждан.

Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

  • Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов.
  • Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью,выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на не правовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве».

При этом целесообразность может выступать под разным «соусом» — В виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого — один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».

 Пути преодоления правового нигилизма:

  • повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;
  • совершенствование законодательства;
  • упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
  • уважение и всемерная защита прав личности;
  • массовое просвещение и правовое воспитание населения;

В соответствии со ст.ст.3; 4; 10 п.п.3,6; 20  Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ и на основании Устава региональная общественная организация «Центр общественного контроля  жилищно-коммунального хозяйства  «Школа грамотного потребителя»  Ленинградской области проводит систематическое наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия,  в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых актов и принимаемых решений.

В связи с поступающими обращениями граждан, Организация осуществляет общественный контроль за организацией и проведением процедуры лицензирования управляющих компаний в Ленинградской области.

В соответствии с «Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее – Положение) соискатель лицензии предоставляет сведения

Пункт 5;

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности«, в котором также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения:

а) о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) (далее должностное лицо соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

г) об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;

д) о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, — в случае осуществления соискателем лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии.

Пункт 6;

К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности«, а также копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.

Далее в Положении перечислен порядок  и органы, которые задействованы в проведении проверки сведений, заявленных соискателем.

Пункт 7;

Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пункт 8;

При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Пункт 9;

В рамках проведения проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, межведомственное информационное взаимодействие в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», осуществляется:

а) с Федеральным казначейством для получения сведений об уплате государственной пошлины;

б) с Федеральной налоговой службой для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) с Министерством внутренних дел Российской Федерации для получения сведений о наличии (об отсутствии) у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для получения сведений о наличии (об отсутствии) информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, а также об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.

Как мы видим,  в Положении не заложена норма, регулирующая проведение документарной внеплановой проверки соискателя лицензии на предмет достоверности и полноты  сведений о своей деятельности в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными  частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положение требует лишь предоставление сведений о наличии информационных ресурсах для раскрытия информации в соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской федерации.

В Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области поступило и было зарегистрировано заявление от соискателя лицензии ООО «Управляющая Компания «ххх», ххх  район, генеральный директор  ххх  № 01-ххх/15-0-0 от хх марта 2015 года.

26 марта 2015 года в отношении ООО «Управляющая Компания «ххх» была проведена внеплановая документарная проверка, о чем свидетельствует АКТ № ххх-юзл от хх марта 2015 года.

Основание проверки — Распоряжению первого заместителя председателя Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области С.Л.Робула № ххх-юзл от хх.хх.2015 года.

РаспогряжениепервогозаместителязаместителяКомитета

 

В АКТЕ № ххх-юзл от хх марта 2015 года  отсутствуют сведения о дате и номере решения прокурора (его заместителя) о согласовании проверки.

Следует заметить, что форма заявления, которую заполняет соискатель лицензии не содержит сведения о реестре многоквартирных домов, в отношении которых предприниматель осуществляет свою деятельность . Соискатель должен предоставить сведения только об информационных ресурсах,  на которых размещается информация в соответсвии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации

что соответствует статье 5 п. д) Положения, который   предписывает предоставить информацию лишь «о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, — в случае осуществления соискателем лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии».

Какие основания и критерии были у проверяющего инспектора производить проверочные мероприятия по конкретным адресам? Устанавливать полноту и достоверность сведений, размещенных на информационных ресурсах?

В итоге ООО «Управляющая Компания «ххх» получила отказ в предоставлении лицензии, потому что выводы, представленные по итогам проверки соискателя на рассмотрение Лицензионной комиссии были таким:

 «В ходе рассмотрения заявления от 10.03.2015 вх. № 01-697/15-0-0 соискателя лицензии – ООО «УК «ххх», юридический адрес:  ххх , осуществлен контроль соблюдения требований к раскрытию информации в форме систематического наблюдения.

На момент осуществления контроля согласно информации, размещенной в сети Интернет на сайтах (www.reformagkh.ru и www.ххх ) в управлении
ООО «УК «ххх» находится 4 многоквартирных дома.

Итоги контроля следующие:

— установлены следующие нарушения жилищного законодательства:

На официальном сайте www.reformagkh.ru. и сайте www.ххх      в сети интернет информация предусмотренная «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» утв. постановлением Правительства РФ                                  от 23.09.2010г. № 731 (далее — Стандарт № 731) управляющей организацией                                                ООО «УК «ххх» раскрыта в не полном объеме, а именно:

— Отсутствует информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс  и приложения    к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что является нарушением пункта 3 (а) Стандарта.

— Отсутствуют характеристики многоквартирных домов (конструктивные и технические параметры многоквартирных домов), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, что является нарушением пункта 3 (в) Стандарта.

 

Проверка Стандарта проводилась на официальном сайте www.reformagkx.ru и сайте www.ххх в сети интернет в кабинете №3-163 комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3 на компьютере Intel(R)Core(TM)i3-4130CPU@3.40GHz инвентарный №1101048306  имеющий доступ в интернет.

В целях подготовки для лицензионной комиссии Ленинградской области                     по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами мотивированного предложения, информирую,                       что установлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям».

В Ленинградской области внеплановые документарные проверки были проведены в отношении всех соискателей лицензии (и при повторной подаче тоже) в период с 05 марта 2015 года по 01 мая 2015 года.

47 компаниям, обратившихся за лицензией в указанный промежуток времени было отказано с подобной формулировкой. 47 субъектов малого и среднего бизнеса  Ленинградской области прекратили свое существование в одночасье.

Мы предполагаем, что внеплановые проверки были проведены в нарушении п.2. ст. 10 Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверка полноты и достоверности сведений, которые размещает лицензиат на заявленных  при получении лицензии информационных ресурсах возможны только по обращению граждан в соответствии с нормами Федерального закона № 294 ФЗ от 26.12.2008 года.

Предполагаем, что отказы соискателям по основаниям, не заложенным в нормах «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 носят признаки коррупции.

Материал направлен в Генеральную прокуратуру за разъяснениями:

Обращение 1 D 860411 от 24.08.2015 года.