02 Апр

Пока Президент не подписал закон…

Действуют «прямые расчеты»

  1. «Прямые расчёты»: понятие и признаки.

1.1. «Прямые расчеты» – это внесение потребителем платы за коммунальные услуги через платежных агентов (или на прямую) непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации (РСО), которая осуществляет поставку коммунальных ресурсов по договору или без него исполнителю коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК). При этом подобные правоотношения не влекут возникновения договорных отношений между потребителем и РСО.

В этой связи важно отметить, что принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК, ТСЖ или ЖСК, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения. Соответственно, плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, должна вноситься исполнителю даже при наличии прямых расчетов с РСО.

     Аналогичные выводы изложены в решении ВС РФ от 05.05.14г. № АКПИ14-197, Определении ВС РФ от 06.07.15г. по делу № 310-КГ14-8259, А68-1080/2014. Такие расчеты регламентируются статьей 155 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от 05 мая 2011 № 354.

          1.2. Прямые договорные отношения между потребителями и ресурсоснабжающими организациями возникают только в случаях:

а) при непосредственном управлении собственниками МКД;

б) когда способ управления МКД не выбран либо выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил № 354;

в) когда срок действия договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона № 176-ФЗ (30.06.2015), между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, не истёк или ни одна из сторон не отказалась от исполнения договора.

     — наличие прямого договора с РСО на 30.06.2015;

     — сохранение способа управления, неизменение лица, ответственного за содержание и ремонт;

 

г) принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

     — наличие на дату смены способа управления прямого договора с РСО после 30.06.2015;

     — при смене лица, ответственного за содержание и ремонт;

     — при наличии общего собрания собственников о сохранении прямых договоров с РСО.

  

В остальных случаях исполнителями коммунальных услуг являются – управляющие организации, ТСЖ, ЖСК.

  1. Основание и алгоритм перехода на «прямые расчёты».

     Основанием для перехода на прямые расчеты с РСО является решение общего собрания собственников помещений в МКД (членов ТСЖ, ЖСК), принятое в соответствии с требованиями ЖК РФ. Такое решение не требует согласования с органами публичной власти, а также с правлением товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, управляющей либо ресурсоснабжающими или другими организациями. Принятие такого решение является обязательным для всех потребителей.

     — провести общее собрание собственников помещений МКД на котором вынести вопрос: «Изменение порядка внесения платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), путем оплаты непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)»;

     — определить на собрании дату перехода;

     — направить копию Протокола общего собрания в адрес исполнителя коммунальных услуг (Управляющей организации, ТСЖ, ЖСК) и ресурсоснабжающей организации.

      Задолженность населения.

В связи с тем, что обязательство между РСО и УК (ТСЖ) остается неизменным. Значит, исполнитель коммунальной услуги отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей.

     Аналогичные выводы изложены в Определениях ВС РФ от 25.12.14г. №308-ЭС14-7187, от 29.08.14г. № 303-ЭС14-525, Постановлении АС Поволжского округа от 28.01.15г № Ф06-19378/2013, Постановлении АС Уральского округа от 22.07.15г. № Ф09-4294/15, Постановлении АС Центрального округа от 22.05.2015 № Ф10-786/2015.

  1. Платёжные документы

С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Поэтому осуществлять выставление платёжных документов должен именно исполнитель коммунальных услуг в лице УК, ТСЖ или ЖСК (в платёжке должны и могут содержаться лишь реквизиты РСО).

     Аналогичные выводы изложены в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.15г. по делу № А17-7605/2014. В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС Западно-Сибирского округа поддержал орган Госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.15г. № Ф04-18454/2015).

      4.1. При выставлении платежей потребителям: объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, если иное не было принято решением общего собрания собственников. Указанное правило применяется независимо от того, кто является исполнителем коммунальной услуги: управляющая компания или ресурсоснабжающая организация.

     Ранее п. 44 постановления Правительства РФ № 354 предполагал, что в случае прямых договорных отношений ресурсоснабжающая организация была вправе выставлять плату на общедомовые нужды за весь потреблённый домом объём коммунальной услуги без учёта норматива.

     Пример:

     1) при «прямых расчётах» — любые начисления РСО в полном объёме (без учёта норматива) являются незаконными.

     2) начисления РСО ОДН в полном объёме являются законными только при условии действия договоров энергоснабжения, заключенных до 30.06.2015, между собственниками помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления

 Ответственность.

В настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит обязательному лицензированию. Управляющие организаии, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключённые договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг населению.

Минстрой РФ в своём письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года дал разъяснения, в которых обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключён договор с ресурсоснабжающей организацией, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ). Представляется, что при отсутствии таких договоров управляющие компании могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по статьям КоАП РФ 7.23.3 (Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).