21 Янв

Тренд на государственное регулирование сохраняется.

KMO_156377_00024_1_t218_222610

Теплоснабжающие организации и водоканалы в чрезвычайных ситуациях (ЧС) или при неудовлетворительном финансовом состоянии могут временно лишиться своего руководства — его заменит публичное управление. Законопроект об этом разработал Минстрой, ссылаясь на недоверие региональных властей частным операторам ресурсоснабжающих организаций. Эксперты признают, что проблема назрела уже давно, но отмечают, что предложенное решение может оказаться инструментом для изъятия частной собственности.

Минстрой разработал законопроект о введении механизма публичного управления организациями теплоснабжения и водоснабжения. Как сообщил “Ъ” замглавы ведомства Андрей Чибис, документ прошел экспертные обсуждения и согласован с госорганами. Основание для введения публичного управления — чрезвычайная ситуация, из-за которой прекратилось тепло- или водоснабжение одного или нескольких потребителей — или введение режима ЧС как раз из-за прекращения снабжения. Меру предлагается применять и при неудовлетворительном финансовом состоянии коммунального предприятия — но только по решению арбитражного суда после обращения региональных властей.

Управляющим может быть назначена единая теплоснабжающая организация или гарантирующая организация водоснабжения (например, МОЭК и Мосводоканал). Он получит полный контроль над проблемным активом (вплоть до увольнения его руководителя) и право распоряжаться его средствами и имуществом. Временный руководитель должен разработать план устранения проблем. По достижении этой цели режим публичного управления отменяется (по проекту он длится не более месяца, но суд может продлить его). В Минстрое видят в проекте способ успокоить региональные власти, де-факто препятствующие приходу инвесторов в ЖКХ. Как поясняет Андрей Чибис, это вызвано недоверием региональных и муниципальных властей частным операторам из опасений, что в случае ЧС они поведут себя недобросовестно, а риски и затраты на устранение последствий в итоге лягут на местные бюджеты.

По словам руководителя ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексея Макрушина, проблема «подхвата» теплоснабжающих организаций и водоканалов актуальна, а идея обсуждается уже более десяти лет. «Например, котельную надо подготовить к зиме, но у собственника нет денег на закупку топлива и сам он исчез из страны»,— поясняет он, добавляя, что у власти сейчас нет легальных возможностей вмешаться: предприятие — это частная собственность. Опасения же бизнеса, рассказывает эксперт, связаны с возможностью вводить публичное управление при финансовых проблемах, часто вызванных некачественным тарифным регулированием. Предприниматели беспокоятся, что закон «будет использован для рейдерства и изъятия собственности у неудобных бизнесменов». «Может так получиться, что сначала госорганы не учли расходы организации при установлении тарифов, а затем изъяли имущество в публичное управление»,— предупреждает Алексей Макрушин, подчеркивая: многие организации испытывают финансовые трудности из-за неплатежей бюджетного сектора.

Кроме того, законопроект продолжает тренд на ограничение работы ГУПов и МУПов в ЖКХ. Минстрой ранее заявлял о намерении передать 80% предприятий в концессию к 2020 году — но не исключал и запрета их деятельности (см. “Ъ” от 6 февраля). Теперь ведомство предлагает запретить работу в отрасли унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения. Как рассказывает Андрей Чибис, «они должны будут быть трансформированы в казенные предприятия с субсидиарной ответственностью собственника по их долгам».

KMO_099352_00188_1_t218_210744

РСПП не поддержал » перехват » управления в коммунальной сфере.

Как стало известно “Ъ”, у бизнеса возникли возражения к законопроекту о «перехвате управления» организациями теплоснабжения и водоснабжения. В РСПП увидели в этом механизме вмешательство в деятельность организаций и риски снижения инвестиционной привлекательности отрасли. Сам механизм реабилитационных процедур в критических ситуациях в коммунальной сфере предприниматели назвали неэффективным.

Внесенный в правительство законопроект Минстроя о публичном управлении организациями тепло- и водоснабжения стал поводом для обращения РСПП к вице-премьеру Дмитрию Козаку. Напомним, проект предусматривает введение публичного управления при чрезвычайных ситуациях (ЧС), из-за которых прекратилось тепло- или водоснабжение потребителей,— или, напротив, при введении режима ЧС из-за прекращения снабжения. Другое основание для «перехвата управления» — неудовлетворительное финансовое состояние предприятия. В качестве управляющего может быть назначена единая теплоснабжающая или гарантирующая организация (например, МОЭК и «Мосводоканал») — им предоставляется полный контроль над проблемным предприятием (подробнее в “Ъ” от 8 ноября 2017 года).

Такой механизм в РСПП посчитали вмешательством в деятельность организаций — ведь владельцы на срок до года теряют право распоряжения имуществом, а по окончании публичного управления будут нести «все риски финансового состояния организации и технического состояния объектов», сказано в письме. В РСПП считают, что причиной для введения публичного управления может стать недостаточность тарифов — в таком случае непонятно, как будут ликвидироваться основания для введения процедуры. Скептически авторы письма относятся и к эффективности самого метода: «Возможности исключительно управленческих методов для достижения этих целей сомнительны — как показывает практика введения внешнего управления в банкротстве, случаи успешного завершения реабилитационных процедур единичны».

Не согласны в РСПП и с положением о расторжении концессионных соглашений и договоров аренды в случае введения публичного управления — по мнению объединения, это может резко снизить гарантии инвесторов и привлекательность отрасли. Эту меру там называют избыточной: у собственника и так есть право расторгнуть договор или соглашение в судебном порядке в связи с существенными нарушениями. Обязанность гарантирующей организации принять на себя функции публичного управляющего в РСПП называют необоснованной. В письме сказано, что вероятность возмещения расходов за счет управляемой организации «практически равна нулю».

В Минстрой замечания РСПП официально не поступали, но в ведомстве подчеркивают, что при подготовке проекта проводились рабочие встречи с бизнес-сообществом. «Было уточнено, что публичное управление вводится в отношении не всей организации, а только конкретных объектов, связанных с проблемной ситуацией»,— сказали в ведомстве. Там подчеркивают, что публичное управление может быть введено только в крайних и критических ситуациях. Вносить правки в законопроект до его второго чтения в Госдуме в Минстрое пока не планируют.

https://www.kommersant.ru/