27 Май

Кому хорошо жить в Гатчине?

Из первых уст. Это обращение председателю комитета по жилищному хозяйству и транспорту Правительства Ленинградской области , крик души жительницы города Гатчина. Крик вопиющего в пустыне.

Женщина один на один с судебной системой. Судьи — тоже женщины.

Итак, очередная история о беззакониях в прекрасной Гатчине.

» 26.10.1989 г. мы с сыном встали на  общегородскую очередь  под № 192,  по  п.15.2  Правил   как более 10 лет проживающие  в коммунальной квартире.

28.12.1995г. после размена коммуналки въехали в однокомнатную квартиру, и  в марте 1996 года принесли на перерегистрацию   все соответствующие документы.  Мы каждый год  проходили перерегистрацию  вплоть до 1999 года, пока  нам не сказали, что новое   жилье  не строится, очередь не двигается, больше приходить не надо, они нас сами вызовут.

В конце 2002 года  мы принесли в жилищный  отдел  справку,  что сын  согласно  Приказа Минздрава  СССР от 28.03.83г  № 330 п. 2,  имеет  право  на  первоочередное  обеспечение  жилплощадью  и согласно Приказа Минздрава РФ от 15.04.1996 г . № 143 — право на  дополнительную  жилую  площадь  в  виде отдельной комнаты,  о  чем и написали соответствующее заявление. При  этом  копии  Постановления  о приеме   на учет  нам  на  руки  никто  не выдал,  и  то, что нас поставили  по новой  на общегородскую  очередь, мы даже не догадывались. И что в  Постановлении  имелась  запись  только  о праве  на дополнительную  комнату,  а  о  праве на первоочередность написать «ЗАБЫЛИ»,   мы узнали  только в 2013г.

В ответе  от 24.07.15 г. №2044-22.2 , за подписью  Т.Ф. Материкова,  написано, что мы  в 1996 году  « не принесли   документы о перемене места жительства  и 8 лет не проходили перерегистрацию.  И что по действующим на тот момент Правилам, граждане, не проходившие перерегистрацию больше 3-х лет, снимались с учета  до обращения,  постановление в  этом случае не издавалось ».      ( В нарушение законодательства, Материков скрывает в  официальном ответе название и номер  правил, на которые ссылается).

Все это  мягко говоря не соответствует действительности. На перерегистрации мы не были всего три года, причем не по своей вине.  И за это с очереди не снимают.

Во — вторых,  по их словам,  постановление  не  издавалось  до  обращения.   Но мы -то обратились!   А  нас  умудрились  снять и снова   поставить   на  эту  же самую очередь  по новой,  втихоря,   не поставив об этом  в известность.  Чтобы мы не оспорили это в суде.

В 1989 году  на общую очередь вставала я, и учетное дело было заведено  на меня. А на льготную очередь в 2003 году  вставал мой сын. Если нас  сняли с очереди в 1995 году, то должны были оформить это документально, сдать учетное дело в архив и завести на сына новое учетное дело. Вместо этого новые документы вложили в  папку  1989 г,  следовательно, с очереди не снимали.   

       В ответе А.Резвого № 41 от 17.02.2014г  на запрос Гатчинского городского суда  написано:    —  «С…в Д.А.  состоит на учете  в  составе  семьи  матери  И…й Т.Г.  Отдельное учетное дело  на него не заводилось».

  И  во всех ответах на запросы они указывают 1989 год постановки на очередь:

—  В  Справке  № 20  от 20.06.2013г за подписью и печатью  А.Резвого  сказано,  что мы стоим на общей городской очереди с 26.10.1989 года.

—  Об этом  же говорится в ответе Главы администрации МО «Город Гатчина»  А.Калугина за №34 от 08.02.2013г  Гатчинскому прокурору Титенковой Г.Г.

—  Об этом же говорится в ответе из прокуратуры за №144-ж-13 от 21.08.2013 г, за подписью советника юстиции Е.А. Орловского:  — «Установлено, что вы были приняты по Решению  Совета народных депутатов  от 26.10. 1989 года. Нарушений ваших прав в ходе проверки не выявлено, ни  из  одной  очереди  вы  не  снимались» !

— Это  обстоятельство  было   оглашено  на заседании Гатчинского городского суда представителем Гатчинской  администрации,  главным специалистом отдела юридического сопровождения  Акоповой  Юлией  Леонидовной:

 В  Протоколе зафиксированы  ее  ответы :

  1. « Они стоят на учете  нуждающихся  по  общей городской очереди с 1989 г.  и по списку инвалидов с детства и хронических — с 2003 года ».
  2. На вопрос суда , почему нас не поставили на очередь первоочередников, ответила, что мы были поставлены на очередь незаконно.
  3. На вопрос суда — « Когда вы выяснили, что они незаконно приняты на учет — вчера? »  —  ответ Ю.Акоповой  —  «Да» !  — заметьте, это был 2014г !   И  огласила, что  в учетном деле  нет постановления о снятии нас с учета.
  4. На предложение  суда  определиться со снятием нас с учета,   на следующем заседании  01.04.2014 года  Ю.Акоповой  было  оглашено:  — «Мы не нашли оснований  для снятия   истцов   с   очереди» .

В данном процессе принимала участие  представитель  Правительства Ленинградской области  Яровая И.А., следовательно, все обстоятельства дела ей  хорошо известны,  и  вышеперечисленные статьи закона тоже должны быть известны,  раз уж  она представляет в суде Правительство ЛО.  Кстати, это Яровая И.А. посоветовала нам не подавать на кассацию, а сдать документы на субсидию, т.к. субсидия «точно нам полагается».  Но этот факт не помешал рабочей группе отказать нам в предоставлении субсидии.

       В Приложении 2 к обл. закону №108-ОЗ Правила взаимодействия при предоставления жилых помещений  ст.14:  Решение об отказе во включении в список граждан — получателей средств с указанием причины отказа принимается рабочей группой в следующих случаях:

  1. — гражданин не относится к категориям лиц, указанным в статье 1 областного закона от 07 декабря 2005 года N110-оз;
  2. — гражданин не представил документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка;
    3. — в представленных гражданином документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
    4.- гражданин ранее воспользовался правом на жилищное обеспечение за счет бюджетных средств;

5.-     гражданин утратил основания, дающие право на получение мер социальной поддержки.

Этот перечень является исчерпывающим, и в нем отсутствует формулировка « был  принят     на  очередь незаконно ».    Следовательно,   в субсидии  нам отказано незаконно.

Теперь о правилах  снятия с очереди.

  1. В  п. 30  Правил   № 481/10  от  23.11.1987 г.  сказано:  «Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет  —   по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам или Совета депутатского корпуса.   О  принятом решении  граждане  должны  быть  поставлены  в  известность  в трехдневный срок  в  письменной  форме  с указанием  основания  для  снятия  с  учета».

И никаких  других  методических  рекомендаций  на этот счет   не существовало.

  1. В  п. 29. 1 Правил на  которые  постоянно ссылается  рабочая группа,  сказано:

    Граждане  снимаются  с учета  нуждающихся  в   случаях   улучшения  жилищных  условий,  если  жилая  площадь  на  каждого  члена  семьи составляет  не менее   размера,  установленного  для  предоставления  жилого  помещения.  

ЖК РФ  установлена  норма   жилой площади   в  размере  42  кв. м.  на  семью из двух человек. Такая же норма была утверждена на 2003г Советом депутатов ГМР.  У нас же размер  жилой площади   составляет  20,7  кв. м.  на двоих,  что существенно меньше нормы.

Таким образом,  утверждение Рабочей группы  «Обеспечен жилым помещением по норме  предоставления»  не соответствует  действительности,  т.к. санитарная норма (норма  предоставления)  жилых помещений на семью из двух человек по Ленинградской области в 2003г составляла 42 квадратных метра + отдельная комната не менее 10 кв.м,   полагающаяся по инвалидности — получается 52 квадратных метра.

  1. п.40. Правил —  При предоставлении жилых помещений не допускается заселение   одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.
  2. А Решением Верховного Суда РФ от 13.03.2014г. NАКПИ13-1200, оставленным без изменения   Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.062014г. NАПЛ14-243, абз. 2 п. 2 настоящих Правил признан недействующим со дня вступления решения в   законную силу в части установки  для инвалидов  органами исполнительной власти субъектов РФ   уровня обеспеченности жильем .
  3. 5. ст. 76 Конституции РФ —  Законы субъектов  не могут противоречить федеральным законам.  В случае противоречий, действуют федеральные законы. 

Теперь —  что касается незаконности  постановки на   льготную очередь в 2003г. 

  1. В целях реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»    подписано   Постановление  Правительства РФ от 27 .07. 1996 г.  N 901            «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов».

В  п. 2   сказано:  —  Основанием  признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет,  являются:

—   проживание в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

—  инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 при постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

  1. В  ЖК  РСФСР от 1983 года,  ст. 28  сказано Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
  2. В  Постановлении Совмина РСФСР от 31.07.1984г.  № 335 ,Часть II- Основания признания граждан нуждающимися  в улучшении жилищных условий  п. 7. пп. а  сказано:

для  граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений  могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

  1. Статья 17 ФЗ № 181-ФЗ — Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот,  предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  2. Ст. 31. ФЗ № 181 от 24.11.1995г. Порядок сохранения мер соц. защиты, установленных инвалидам.

В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). А  Приказ   Минздрава  СССР от 28.03.83г  № 330 п. 2,  еще никто не отменял!    

   НО,  на протяжении  всех 26  лет  «учета»  жилищная  комиссия  очень дружно,   единым фронтом,  изо всех сил  препятствовала  реализации  наших прав и свобод: 

  1. 1. В 1999 г.  очень «заботливо» посоветовали нам не проходить каждый год перерегистрацию   и не тратить зря свои деньги, т. к. жилье не строится, и они нас сами вызовут.
  2. 2.   В 2003 г. умудрились трижды за один прием нарушить наши права :

а)   В Постановлении  о приеме  на учет № 44/1 от 31.01.2003г.  «забыли» указать право на первоочередное предоставление жилья, хотя  п. 32   Правил  № 481/10   гласит:  Граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилой площади,  должны  включаться в отдельные списки.

б)   По новой поставили на общегородскую очередь, не известив нас об этом и оставив  еще на 20 лет снова стоять на этой же очереди,  чем лишили  законного права  оспорить  это в судебном порядке.

в)   Потеряли наши документы, которые мы приносили на перерегистрацию, за пять лет.

Доказательством может послужить тот факт, что  в феврале 1995 года мы еще не знали, что разменяем нашу коммуналку в декабре, и перерегистрацию проходили как всегда. Но справки оказались «потеряны».  Кто-то поторопился!

  1. 3. Справку Миноблздравотдела о праве на первоочередное предоставления жилья мы предоставили   в 2002 году,  без нее никто бы не поставил нас  на льготную очередь.  А специалист  1  категории   Травина  Ю.И.  «пририсовала»  на ней  фразу « Копия верна,   12. 2005 год ».   Хотя в 2005 г. никакие  копии нам не были нужны !!!

Все становится понятным, если вспомним, что как раз в 2005 году выходит Жилищный Кодекс, где для инвалидов ужесточаются  условия постановки на очередь —  только из коммунальных квартир. Интересное совпадение, не правда ли?

  1. В 2005г. вступил  в силу Областной закон № 110-ОЗ от 07.12.2005 г, по которому нам должны были предоставить жилье во внеочередном порядке. Но  нам  никто о наших правах не сказал!
  2. В 2011г. во время очередной  перерегистрации  я  обнаружила,  что    список                       «первоочередников»   существует,  а  нас там нет,  хотя А.Резвый постоянно заверял, что очередь «хронические»  и есть очередь первоочередников.

Когда я попыталась в этом разобраться, я получила на свои запросы несколько  ответов:

а).   В 2011 году Калугин на запрос руководителя общественной приемной  ответил  ( №2629/п от  19.12.2011),  что «Приказ Министерства здравоохранения №330 фактически утратил силу с изданием Постановления 378,  утвердившего в соответствии со статьей  51 ЖК РФ  Перечень тяжелых форм хронических заболеваний. И в соответствии с ЖК, право на внеочередное предоставление жилья  имеют только те, кто прописан в коммуналках».                                                 Хотя  всем известно, что   Приказ Министерства здравоохранения №330   продолжает действовать на территории РФ до сих пор,  а  жилищные  вопросы  инвалидов,  поставленных на очередь  до 2005 года,  регламентирует  Областной закон 110-ОЗ,  про который Калугин почему-то  «не вспомнил».

б).  В 2013 году  Калугин на запрос заместителя Гатчинского городского прокурора Титенковой Г.Г. ответил  ( № 34 от 08.02.2013г),  что  «в  соответствии с  ЖК РФ  право на  внеочередное предоставление жилья имеют проживающие в коммуналке.  В соответствии с 110-ОЗ, мы можем улучшить жилищные условия при помощи субсидии.  А эти меры переданы в ведение  Муниципальных  районов». Здесь он  уже вспоминает про 110-ОЗ,   но  опять все переврал. По этому закону мы  имеем  право выбораили  внеочередное   обеспечение жилым  помещением  по договору соц. найма,  или субсидия — ст.3 п.2 пп.В  Областного закона 110-ОЗ

  1. 6. Представителем Гатчинской администрации Ю.Акоповой  было подтверждено в 2014г. в суде, что мы стоим на очереди по Областному закону  № 110- ОЗ    «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до  01. 2005 г.»  согласно которому мы с сыном стоим в категории  «Семьи, имеющие детей-инвалидов » (статья 1), которые обеспечиваются жилыми помещениями по договорам соц. найма  (статья 2),  и     имеем  право  на  внеочередное  обеспечение жилым помещением  по договору соц. найма ( ст. 3  п.2  пп.в)  ,  но  не имеем права на внеочередное получение жилья по  ст. 51 ЖК РФ.

Хотя   Гатчинским  прокурором Дорошенко,  который  представлял  наши  интересы, было  оглашено, что ЖК РФ к нам никакого отношения не имеет, т. к. он вступил в законную силу позднее,  лишь в 2005 году, и  что Областной  закон 110-ОЗ действует независимо от Жилищного Кодекса.

Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после  введения его в действие. (Статья 5 ФЗ №189-ФЗ — «О  введение  в  действие  ЖК  РФ«).    То же самое говорится в  п. 2 ст. 6,   189-ФЗ.

О конституционно-правовом смысле положений  пункта 2 статьи 6   сказано в  Определении  Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П:

    « Положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан,  до   1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет ».

  1. Жилищный отдел Районной администрации «работает» не лучше. Я несколько раз подходила к Эльмире Тельмановне за консультацией, и она мне говорила, что для получения субсидии надо обязательно отдать  свою квартиру городу. Наша квартира стоит примерно 2 млн.рубл, а субсидию она  насчитала  в размере 1млн. 600 тыс. рублей.

Вопрос: Какой идиот после  подобных  расчетов согласится  на эту субсидию?

А в   пп. б пункта 3 ст. 5 Областного закона   № 110-ОЗ    сказано:

«В случае непредставления обязательства о безвозмездной передаче гражданами жилых помещений, принадлежащих им и  членам их семей на праве собственности, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ленинградской области и разницы между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии со статьей 4 настоящего областного закона, и общей площадью жилых помещений, принадлежащих гражданам и членам их семей на праве собственности».

 Следовательно, нас сознательно вводили в заблуждение, чтобы мы не претендовали на субсидию.  А потом  цинично  отписывались, что мы не подавали  заявление  в  ГМР  на данную меру социальной  защиты !!!

  1. А представитель Правительства Ленинградской области  на заседании суда в 2014 году вообще  объявила   Областной комитет  ненадлежащим ответчиком, т. к. на 2014 год им было выделено на  очередников всего 568,7 тысяч рублей .

Хотя в  соответствии с п.1ст.6 Областного закона № 110-ОЗ   и  п.2  Приложения 2 к Постановлению Правительства ЛО от 07.04. 2006 г. N 108  —  Финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим областным законом, производится за счет  средств федерального бюджета, предоставленных Ленинградской области в виде субвенций,  и  средств областного бюджета Ленинградской области.                                                                                                                                                      

п. 3. — Финансирование  расходов  по  обеспечению  прав  на  жилые  помещения  в  соответствии  со статьей 2  областного  закона  от  7 декабря  2005  года N 110-оз осуществляется в целях  предоставления жилых   помещений  в  муниципальном  жилищном  фонде  по   договору

социального  найма   и  безвозмездной субсидии для  приобретения  или строительства жилых помещений.

     При этом  18 кв. м. оплачивается из федерального бюджета, а остальные — из областного,               (п. 3 пп. 2 Приложения 2 к Постановлению Правительства ЛО от 07.04. 2006 г. N 108).

На улучшение жилищных условий нам по закону полагается 20 кв.м,  значит, область должна  оплатить  всего  2 кв.м !!!  Я думаю, 568  тысяч  вполне бы хватило.

  1.    Зам. главы администрации Л.Абаренко    в своем  ответе  от 29.03.2015 г.  сообщает:   « Вы проживаете вдвоем с сыном в отдельной квартире, находящейся в общедолевой собственности, в связи с чем   на внеочередное предоставление помещения по договору соц. найма  он  не имеет права».

     В общем,   все ответы администрации на мои вопросы о постановке нас на внеочередное получение жилья с  2011 по 2015гг  сводились к следующему: по ЖК РФ мы не имеем право на внеочередное получение ж/площади, а имеем право на субсидию, но в ГМР не обращались.

В суде ( в 2014 г) было то же самое, только  намного  веселее, не зря эти протоколы сняли с сайта!  Весь акцент был направлен на разборку  ГМО и  ГМР — кто  что  должен предоставлять.  По 110-ОЗ,  ГМО формирует учетное дело и ведет учет инвалидов,  а   жил. площадь и субсидию предоставляет ГМР.  ГМО кивает на 24-ОЗ, а ГМР — что мы прописаны в Гатчине, следовательно, квартиру надо предоставлять в черте города, а они городской землей не распоряжаются, и что могут предоставлять только субсидии, а обязанности  по предоставлению жилья по соц. найму  лежат на ГМО  (протокол 06.03.2014, л.д.103).  И еще одна любопытная версия ГМР— что закон наделил их полномочиями  по предоставлению жил. площади, а на самом деле полномочий у них нет,   у них субсидии (протокол 01.04.2014 г, л.д. 123). Посему, ответчиками они себя не считают,  и  устроили  веселый  футбол  !!!

Но все изменилось после того, как Рабочей группой было вынесено 27.02.2015г  решение,   что мы были поставлены на очередь незаконно.  Представители всех уровней администрации  дружно подхватили эту версию и  начали ее активно внедрять.

  1. 26 ноября 2015 года,  в канцелярии суда,  во время ознакомления с Делом, мною была обнаружена пустая страница, вставленная  в папку  с моим Учетным делом.   Учетное дело пронумеровано и прошнуровано, пустая страница тоже пронумерована  (№100),  на описи  стоит подпись и печать  А.Резвого.  На странице карандашом нацарапано   « не проходила перерегистрацию более  8 лет»,  подписи, естественно,  нет.   Все бы конечно ничего, только вот беда — год назад в моем  Учетном деле этой страницы не было !!!   А это уже подлог.

Заявление об этом факте  было мною зарегистрировано под вход. №27409 и приложено к делу.

  1.    На мой запрос от 25.06.15г пришел ответ   от 24.07.15 г. №2044-22.2 , за подписью  Т.Ф. Материкова,  где написано, что мы  в 1996 году  « не приносили  документы о перемене места жительства  и 8 лет не проходили перерегистрацию».

Кроме этого письма, я получила от администрации еще несколько ответов подобного содержания.

         Вобщем, из-за двух квадратных метров целая армия городских, районных и областных  чиновников  26 лет издевается над  инвалидом !!!

В областном законе 110- ОЗ  указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). (Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2008 N 85-В08-3, Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2013 N 18-КГ12-92, Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2011 N 85-В11-1.)

Исходя из всего вышесказанного, прошу Вас предоставить нам во внеочередном порядке полагающееся по закону жилье. Надеюсь, 26 лет нахождения на очереди, из них 13 — по инвалидности, — для этого достаточно».