18 Дек

Утверждение тарифов ОМС как коррупциогенный фактор.

P

Уважаемые муниципальные депутаты Ленинградской области!

Заканчивается календарный год и все управляющие компании   заинтересованы пересмотреть в сторону увеличения тарифы на содержание многоквартирных домов. Необходимо отметить, что   предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами регистрируются чаще всего как общества с ограниченной ответственностью. При такой организационно-правовой форме предприятия главной уставной целью является извлечение прибыли. И пересмотр стоимости своих услуг, после того, как подписан годовой баланс, может быть логичен.

Следует отметить, что предпринимательская деятельность в сфере управления многоквартирными домами регламентируется еще дополнительно и Жилищным кодексом РФ. Это усложняет работу бизнеса, но как говориться: «назвался груздем-полезай в кузов».

Рассмотрим   такой основной аспект в сфере управления МКД, как тариф.

Мы возьмем для обсуждения только ту часть, которая относиться к обслуживанию дома. То есть стоимость жилищных услуг (без капитального ремонта).

Общественная организация «ЦОК ЖКХ «Школа грамотного потребителя» провела свое расследование по теме.

О принятии ОМС нормативных правовых актов о размерах платы за содержание и ремонт общего имущества имеются позиции:

Конституционного Суда и ВАС РФ об исполнении ОМС п.4 ст 158 ЖК РФ.

«часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочия по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений. (П.2 Определения Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 г. № 357-О-О)

Примечание: определение общедомового имущество было конкретизировано Федеральным законом от 04.06.2011 года №123-ФЗ.

… фактическим основанием для установки органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются результаты голосования полномочного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, отраженные в соответствующих протоколах, из которых усматриволось бы , что вопросы установления указанной платы были вынесены на рассмотрение общего собрания, но по ним не были приняты решения. (Постановление ВАС Центрального округа от 26.04.2012 г. № 08-5791/2011 ВАС РФ Определением от 18.06.2012 года № ВАС -6798/12 отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ.)

По существу вопроса.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления

В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса установлено, что
если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Жилищного кодекса РФ установление требований к жилым помещениям , их содержанию , содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

У органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления таких полномочий нет.
Таким образом, регулирование отношений по содержанию общего имущества многоквартирного дома и требований к его состоянию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не допустимо.

При утверждении тарифов ссылка на ч.4 ст.158 ЖК РФ  недопустима, потому что без принятия на общем собрании собственников помещений перечня услуг и работ по содержанию общего имущества установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения невозможно.

В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г № 491.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня является существенным условием договора управления многоквартирным домом (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ)

Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ)

В связи с этим договор, в котором не согласовано хотя бы одно существенное условие, не может считаться заключенным.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ) Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Поэтому норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, может применяться только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (ст. 164 ЖК РФ).

Для способа непосредственного управления федеральный закон или иные правовые акты не называют установление цены (размера платы за содержание и ремонт жилого помещения) существенным или необходимым для договоров данного вида условием.

В соответствии с пунктом 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановления Правительства РФ от 13августа2006 года №491 В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Нормы, предусмотренные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановления Правительства РФ от 13августа2006 года №491 императивны, то есть обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (часть 4 статьи 426 ГК РФ )

Императивная правовая норма — установленное государством обязательное правило, предписывающее субъектам права действовать только определенным в ней способом, а не каким-либо иным, или воздерживаться от определенных действий

В соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановления Правительства РФ от 13августа2006 года №491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения , вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения , указанной в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Постановление органов местного самоуправления об установке размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников помещений многоквартирного дома это Акт.

В этом случае, штраф от УФАС по ст.14.9 КоАП РФ

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

В этом случае, штраф от УФАС по ст. 14.32. КоАП РФ

Если это не поможет, то у прокуратуры есть ст.178. Уголовного кодекса РФ

Таким образом, изменить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения можно только на основании ч.7 ст.156 ЖК РФ
Реш-1 Реш-2 Реш-3 Реш-4 Реш-5 Реш-6 Реш-7 Реш-8